Роль анимации в туризме
В общем смысле анимационный туроперейтинг следует понимать как тесное взаимодействие досугово-развлекательного и сервисного комплексов с личностным подходом к обслуживанию и развлечению каждого туриста. Основная задача – создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение.
Анимационная деятельность — это прежде всего деятельность по разработке и предоставлению специальных программ организации досуга.
Значение туристской анимации заключается также в повышении качества, разнообразия и привлекательности туристского продукта; увеличении количества постоянных клиентов и спроса на турпродукт; повышении нагрузки на материальную базу турпредприятия, а следовательно, и в повышении эффективности ее использования, доходности и рентабельности туристской деятельности.
Туристская анимация подразделяется на четыре основных типа:
- Турпродукт (анимационные туристские маршруты) — целевые туристские поездки ради одной анимационной программы либо непрерывный анимационный процесс, который развернут в пространстве в форме путешествия. К таким программам относятся событийные, культурно-познавательные и тематические, фольклорные, литературные, исторические, научные, карнавальные, фестивальные и т.п.
- Элементы анимации в туристских услугах — туристские услуги, которые содержат элементы анимации, позволяющие более наглядно воспринимать экскурсионный материал (шоу-музеи, костюмированное обслуживание, реконструкции и т.п.)
- Дополнительные анимационные услуги на туристских маршрутах — предоставляются по желанию туриста за дополнительную плату (посещение театра, цирка, концерта, спортивных соревнований и т.п.)
- Комплексная анимационная услуга — рекреационная специализированная услуга, основанная на личных контактах специалиста-аниматора с туристом при реализации развлекательных, развивающих, оздоравливающих и др. анимационных программ.
В ходе анимационного процесса аниматор помогает туристам:
— увидеть объекты действия;
— услышать необходимую информацию или дополнить увиденное, например, аудио- , видео-сопровождением, эмоционально воздействуя на туриста;
— попробовать себя в новой деятельности, приобщиться к процессу, овладеть новыми навыками;
— ощутить сопричастность к происходящему.
Существуют различные типологии форм анимационной деятельности, определяемые субъектом деятельности, местом ее осуществления, характером организации:
— по территориальному охвату (национальная, государственная, городская, муниципальная, локальная, специальная);
— по возрастному и социальному признаку (детская, юношеская, студенческая, молодежная, семейная, социальная, для пенсионеров, для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов);
— по национальному признаку (этнографическая, межнациональная, национальная);
— по месту проведения (парковая, уличная, клубная, ассоциативная, специальная, производственная, в учебных заведениях);
— по отраслевому признаку (туристская, рекреационная, гостиничная, трансферная).
Качество анимационных программ зависит от мастерства специалистов-аниматоров, наличия интересных сценариев, богатого набора музыкальных, речевых, сценических, пластических, светотехнических и даже пиротехнических приемов.
Формула анимации в туризме складывается из четырех составляющих: использование интереса + оживление экспозиции + включение туристов в действие + разнообразие развлечений.